Как отображается тема смерти в литературных произведениях

Истоки литературы, как одного из искусств, следует искать в мифологии. Мифы были популярны в древней Греции и представляли собой повествования о жизни людей, богов и героев. Помимо своеобразной летописи, они являлись доступным объяснением самым сложным и непостижимым тайнам бытия.


В древних сюжетах истолковываются основные законы мироздания и отношения человека с окружающей его средой, что собой являет вселенная, как она возникла и когда она прекратит существование. Так, противопоставление жизни и смерти стало одним из основных мотивов большинства мифов. Позже эта тематика перекочевала в литературу, где смерть стоит на важном месте по сегодняшний день.


Отражение смерти в первой художественной литературе


Основная часть классических литературных жанров была придумана древними греками во времена античности. Они же являются авторами так называемых «вечных тем», которые успешно пережили античность.

Эллины были заинтригованы самим фактом смертности, который, кроме того, вызывал у них неподдельный страх.


Так, по их верованиям, душа, покинув тело, отправляется в Аид — унылое и мрачное царство мертвых, в котором тени умерших влачат безрадостное существование и тоскуют по красочному и светлому миру живых.


Это отражается в литературе того периода, где гибель каждого персонажа становится большим горем. Это относится даже к героическим поэмам Гомера, в которых воинов больше всего страшит смерть. Конечно же, храбрые защитники Трои во главе со славным Гектором, как и захватчики, в рядах которых смелый и бесстрашный Ахиллес, стремятся к славе и подвигам, но умирать за это не желает никто.


В эпоху средневековья


тема смерти в литературе

Средневековые писатели в своих произведениях сделали тему смерти обязательной частью жизни, однако, с заметным влиянием христианской идеологии. Согласно христианским догматам жизнь является данным свыше испытанием, тогда как кончина становится наказанием за грешную жизнь, и при этом считается концом земных мучений. И если человек был праведным, его ждут все блага Рая, а вот грешники обречены попасть в ад, где будут гореть в пламени веки вечные.


Концепция смерти четче всего отражена в религиозной литературе и повестях о сражениях. Яркий пример христианского отношения к смерти — жития святых, написанные древнерусскими летописцами. Основными идеями главных персонажей этих летописей стали беспрекословное служение Богу, а также прижизненное усмирение плоти. Святые ежедневно читают изнурительные молитвы, постятся, отказывают себе во всех телесных радостях, а порой и доходят до самоистязания. Все это делается для очищения души и подготовки к переходу в лучший мир.


В зарубежной средневековой литературе также немало интереснейших текстов, посвященных теме смерти. Наиболее ярко ее выразили такие писатели, как Ф. Вийон, Данте Алигьери и У. Шекспир.

Для Вийона близость данной тематики была обусловлена бедностью и жизнью убийцы и грабителя. Он прекрасно понимал, что время его ареста и последующей казни рано или поздно наступит, что и перенес в свои стихи.


Всем известна пропитанная мистическим переживанием, мрачная и в то же время по-своему увлекательная «Божественная комедия» Данте. Ее герой получил возможность посетить Ад, Рай и Чистилище, будучи живым. Там он встретился с душами умерших, лицезря их страдания и блаженство. Произведение наглядно показывает взаимосвязь между прижизненными деяниями человека и тем, какое за них будет воздаяние — он будет наказан, прощен или же вознагражден.


Несколько другая подача темы смерти у Шекспира. Персонажи его знаменитых трагедий смотрят на неизбежность гибели, скорее по-философски, нежели с точки зрения религии. Некоторые, подобно Гамлету, хотят проникнуть в тайну конца жизни и преодолеть в себе страх перед неизвестным. Для других, как например, для Ромео и Джульетты, смерть становится единственным выходом. Шекспир заключает основную трагичность смерти в том, что она забирает саму личность человека вместе с ее уникальными и неповторимыми чертами.


В литературе нового времени


В этот период художественная литература характеризуется мистическим и натуралистическим подходами к столь мрачной теме. Начиная с Барокко, в ней появляются эзотерические представления. Согласно им смерть является божьим замыслом, благодаря которому человек может почувствовать себя ничтожной букашкой перед бесконечностью вселенной. Позже мистическую стилистику подхватили представители эпохи романтизма, рассказывая о встречах персонажей с пугающими потусторонними силами.


Не осталась в стороне и русская литература. Наиболее ярким представителем течения стал В.Жуковский. Помимо перевода страшных баллад Шиллера, Бюргера, Саути и других, из-под его пера вышло немало текстов с мистическим уклоном. В них ярко описано явление мертвецов и демонов героям повествования (например, баллады «Светлана», «Людмила», «Ундина»).


В ХХ веке мистическую эстетику смерти вкладывают в свои произведения модернисты. Персонажи романов соприкасаются с границей между миром живых и потусторонним, входят в контакт с его обитателями. Такой творческий подход выражают даже надгробия русских символистов. Например, мемориал на могиле А. Белого выполнен из белого и черного камней. Это символизирует двойственность мира, в котором одинаковую роль играют свет и тень, жизнь и смерть, космос и хаос.


Кроме мистицизма, в литературных произведениях, так или иначе затрагивающих тему смертности, в прошлом веке стал популярен натурализм. Среди авторов, наиболее реалистично передавших человеческую гибель, можно выделить Э. Золю и Э.М. Ремарка с его «На Западном фронте без перемен». События в последнем переносят читателя на поля сражений Первой Мировой войны и поражают своей бессмысленной жестокостью. Где гибель молодых парней, вчерашних школьников — ужасная, но повседневная обыденность.


К концу ХХ века тематика, связанная со смертью, осталась все такой же актуальной. Многие авторы, как в свое время представители романтизма, придали ей бунтарский характер. В противовес им некоторые русские рок-поэты представляют смерть своеобразным бунтом, направленным против устоев системы с ее подлостью, повсеместным враньем и лицемерием.


бернт нотке пляска смерти